Гастроли "Балета Москва" Николая Басина 2009 года
12,13,19, 20 сентября
«ЧИПОЛЛИНО» (балет для детей)
Музыка - К. Хачатурян
Хореография - Г. Майоров
Вот уже более 30 лет при упоминании балета «Чиполлино» невольно вся театральная Россия вспоминает фамилии трех создателей чудесного детского спектакля - автора музыки Карена Хачатуряна, хореографа Генриха Майорова и художника Валерия Левенталя. Именно эта постановка Большого театра, покорившая сердца самых дорогих и серьезных зрителей балета, явилась отправной точкой дальнейших премьер многих театров России и зарубежья.
Простодушная музыкальная история о добре и зле любима и желанна во все времена. И сегодня она пополнила репертуарную копилку театра «Балет «Москва» в первозданной версии балета. Сценограф и автор костюмов заслуженный художник России Валерий Левенталь в очередной раз создал костюмированную сказку для детей и взрослых. Праздничное настроение придают красочные декорации, которые переносят маленького зрителя в солнечную Италию. А лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель искусств России и Бурятии Генрих Майоров в который раз создал мастерскую хореографию применимо к особенностям труппы «Балета «Москва».
В этом балете происходят удивительные события, как и положено в сказке, и это даёт возможность маленькому зрителю приблизиться к пониманию жизни, которая ему предстоит - со всеми её радостями, горестями и удивительными встречами, меняющими судьбу. Попадая в мир доброй итальянской сказки, ребята познакомятся с героями «фруктово-овощной» истории: честным и отважным Чиполлино, красивой и томной Магнолией, озорной и милой Редисочкой, умным и серьезным Графом Вишня, талантливым скрипачом Грушей, смешными и задорными полицейскими, стражниками и гвардией Лимона.
11 и 20 сентября
«ШЕДЕВРЫ МИРОВОГО БАЛЕТА» (гала-концерт)
Жанр гала-концерта любим зрителями, так как позволяет за один вечер оценить творческий потенциал труппы театра. Программа вечера насыщена эффектными балетными миниатюрами, каждая из которых представляет не просто конкретный образ героя, но передает эпоху, страну, город, жизненный уклад народа, менталитет. За 2 часа классической музыки мы с головой окунемся в яркий калейдоскоп событий, чувств, переживаний, эмоций... В который раз захватывает по своей мощной технике и энергии хореографическая композиция и масштабная танцевальная сцена «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина. А блистательная хореография Касьяна Голейзовского невольно открывает зрителю мир Востока, передает все нюансы завораживающей балетной сцены пляски половецких воинов и невольниц. И только легкая, воздушная музыка Иоганна Штрауса позволит ощутить контраст образа в номере «Вальс» в хореографии все того же маэстро классического балета К.Голейзовского. Атмосферу вальсовости, неги, мечтаний передает еще один лирический номер - «Розовый вальс» из балета «Щелкунчик» Петра Чайковского в постановке Василия Вайнонена.
Известно, что сольный номер требует от танцовщика профессионализма и технического мастерства, а если он исполняет «Гопак» из балета «Тарас Бульба» Василия Соловьева-Седого, то спрос с него двойной. Хореография Ростислава Захарова в этом танце заставляет передать образ лихого украинского хлопца.
Ну и какой же гала-концерт без блистательного и завораживающего Гран па из балета «Пахита» Людвига Минкуса. Классик хореографического «слова», гений балетмейстерства Мариус Петипа подарил балетоманам этот роскошный дивертисмент, ставший кульминацией всего праздничного вечера под названием «Шедевры мирового балета».
«Шедевры мирового балета» - встреча с Вечным...
Продолжительность - 1 ч 20 мин
12 сентярбя
«TERRACLINIUM» (балет в одном действии)
Музыка - А. Ямаоко, Р. Абу-Халил, Einstürzende Neubauten,Noisof-X
Хореография - Н. Дмитриевский
В разные времена у разных народов существовали так называемые мистерии посвящения. Эти обряды происходили в храмах и проходили в дни больших праздников. Согласно учению древних рас, человек, решившийся на поиски запретного знания и получивший разрешение у старейшин, мог быть доверен прохождению через культовую мистерию «Терраклиниум». Место, которое не имеет времени и находится в стороне от мира простых людей, невидимое для посторонних, только готовые пройти испытания и посвященные в его силу могут оказаться в нём; место, где происходит очищение и посвящение избранных в секретное Знание... Человек решившийся пройти «Терраклиниум», не имел возможности отступить от принятого им решения, у него была возможность идти только вперёд и не оглядываться. В сумрачной зоне он был предоставлен «месту», которое испытывало его на прочность. Прошедшему все испытания по легенде даровалась вечность.
Terraclinium вовлекает зрителей в лабиринт искушений, создавая яркие, захватывающие, а порой первобытные образы поиска и борьбы человека. Балет рассчитан на искушенного зрителя.
Продолжительность - 45 мин
Премьера
«БЛУДНЫЙ СЫН» (балет в одном действии)
Музыка - С. Курехин
Хореография - Э. Смирнов
Театр предлагает вам свою фантазию на тему известной библейской притчи о блудном сыне. Что заставило нас обратиться к этому сюжету? Его актуальность, концентрация мысли, свойственная лишь выдающимся творениям человеческого духа.
Возвращение к истокам всегда благотворно. Красота, добро и правда спасут мир - об этом наш балет. Форма его достаточно необычна, но современные клипы приучили молодых «считывать» интересующую их информацию среди любых водоворотов формы. Вот и здесь действие происходит сразу в нескольких планах, но, думается, что пытливый молодой зритель сумеет добраться до «зерна» размышлений, ради которых и поставлен этот балет.
Продолжительность - 50 мин
13 сентября
«ХОДЖА НАСРЕДДИН»
Музыка - П. Турсунов
Хореография - Э.Смирнов
Феерический балет-мозаика «Ходжа Насреддин» - музыкальная история о хитром весельчаке Ходже Насреддине, его верной возлюбленной Гюльджан, о хитроумном Ишаке и коварном Эмире. Впервые в мире эта история рассказана языком танца.
Кто не улыбнётся при одном имени этого мудрого и весёлого сына Востока? Сотни разных историй рассыпаны по миру о жизнерадостном защитнике бедняков, разящим жадных правителей, где словом, что острее меча, а где поступком, тут же обрастающим легендами. Восток и Запад - два мира, что два берега полноводной реки жизни, главный смысл которой для любого живущего заключён в народной мысли: человек человеку нужен. Потому так радостна встреча с героем, не поддающимся ни унынию, ни ложным обманкам, распознать которые помогает чистое сердце - ведь в нём пятен не бывает, уверен народ.
Спектакль поставлен в лучших традициях жанра драмбалета, утвердившегося на советской хореографической сцене в тридцатых годах и приобретшего своих преданных поклонников во всём мире. Динамичное действие, яркие танцы, обаятельные герои и музыка современного композитора, на удивление мелодичная, образная, вызывающая отклик в душе - в общем, все слагаемые успеха, обеспечивающие зрительское внимание к спектаклю.
Продолжительность - 1 ч 45 мин
16 сентября
«СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»
Музыка - П. Чайковский
Хореография - М. Петипа
Этот балет для любого театра - экзамен на безупречность, и потому не всякий театр решается включить его в свой репертуар. Он требует целого созвездия первоклассных балерин и танцовщиков, вышколенного кордебалета и, главное, владения стилем этого шедевра, то есть того высочайшего профессионализма, без которого немыслимо исполнение балета Чайковского-Петипа. Зато и зрительская радость велика. Нынешнее развитие действия напоминает вхождение в сказку, сочинённую галантным французом, знающим толк в красоте земной, реальной, и фантастической. Здесь юмор мягок, красота мечтательна, и даже зло по-балетному эффектно. Блистательный мир театрального обмана, за которым, если всмотреться внимательно, скрыта суть жизни: через тернии - к звёздам!
Балет этот, созданный более ста лет назад, отчасти напоминает судьбу его главной героини - юной Авроры, проснувшейся через 100 лет от поцелуя прекрасного принца Дезире (по-французски - желанный).Вот так и театр во всём своём королевском великолепии каждый раз пробуждает для нас эту сказку, в которую мы входим с доверием ребёнка, восхищаясь изысканным, несбыточно прекрасным классическим танцем и музыкой, до сих пор тревожащей сердце.
Продолжительность - 2 ч 25 мин
17 сентября
«ЩЕЛКУНЧИК»
Музыка - П. Чайковский
Хореография - В. Вайнонен
Сказка всегда забавна и мудра, потому её так любят и дети, и взрослые. Основой либретто балета Чайковского явилась сказочно-философская новелла немецкого романтика Гофмана, а «утеплил» её, придав действию лирическую взволнованность, чутко уловив смятение юного сердца на пороге взрослой жизни, русский гений Чайковский. Третьим, не менее важным, участником появления на свет этого произведения стал известный советский балетмейстер В.Вайнонен, сумевший воплотить мечту о прекрасном принце в удивительную явь театрального чуда.
Непреходящая прелесть этого произведения в том и состоит, что зритель любого возраста находит в нём ответ на свои запросы: ребёнок - увлекательную сказку, подросток - свои грёзы о будущей (обязательно прекрасной) любви, взрослый - размышления о неисчерпаемой красоте жизни, способной творить чудеса не только в юности...
Продолжительность - 1ч 50 мин
18 сентября
«ЖИЗЕЛЬ»
Музыка - А. Адан
Хореография - Ж. Перро, Ж. Коралли, М. Петипа
Сентиментальная история о любви простодушной крестьянки и сиятельного графа... Ну и ну - скажет неискушённый современный зритель и рискует пропустить одно из самых пронзительных театральных впечатлений в своей жизни, потому что, как только зазвучит по-французски изящная, грациозная, мелодичная музыка А. Адана и на сцену выпорхнет заворожённая ожиданием счастья Жизель, Вы ощутите себя непосредственным участником происходящих событий, готовым, по словам Пушкина, над вымыслом облиться слезами...
За полуторастолетнюю историю существования этого балета сложилась признанная во всём мире русская исполнительская традиция главных партий. В наш век безумных скоростей старинная славянская легенда, рассказанная немецким поэтом Гейне и поразившая воображение французов, создавших балет на этот сюжет, является тем бесспорным чудом искусства, о котором можно сказать лишь пушкинскими словами: «чистейшей прелести чистейший образец».
Продолжительность - 1 ч 45 мин
19 сентября
«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»
Музыка - П. Чайковский
Хореография - Л. Иванов, М. Петипа, А. Горский, А. Ваганова
Символ балета во всём мире - русский лебедь. Ежевечерне в любом конце планеты, когда в затихшем зале начинает выпевать свою мелодию гобой, из которой постепенно прорастает лебединая тема - исповедь девичьего сердца, отступает вся суета жизненной круговерти, и в свои права вступает старинная легенда о колдовском озере и прекрасной девушке-лебеди. Мечтательная, романтическая, омывающая душу светом надежды сказка эта так необходима сейчас человеку, измотанному современными ритмами. Одно из семи чудес мира балета - «Лебединое озеро»...
Исполнение партии главной героини всегда являлось для любой танцовщицы экзаменом на звание балерины, поскольку создать в одном спектакле 2 противоположных по характеру женских образа - нежной и гордой Одетты и обольстительной Одиллии - по силам лишь балерине, свободно владеющей не только всем арсеналом классического танца, но и обладающей незаурядным актёрским мастерством. Яркий конфликт, великолепная хореография и гениальная музыка - всё обещает зрительскую радость, которая надолго останется в памяти.
Продолжительность - 2 ч 15 мин