dama
официальный
сайт

Владимир Магар. Игра воображения.

«Драматургия - повод для спектакля. Я не ставлю пьесу, я придумываю спектакль на фоне пьесы».

В одном из интервью генеральный директор - художественный руководитель Театра им.А.В.Луначарского Владимир Магар признался журналистам: «Здесь все время дует свежий ветер, - может быть поэтому так легко творить!»
Магар руководит театром с 2000 года. Сегодня его спектакли составляют основу репертуара, а театр - один из ведущих в Украине.
Владимир Владимирович не просто, как принято говорить, из театральной семьи. Театр был его колыбелью, воспитателем, его жизненным пространством. Этот мир до сих пор он считает лучше того, что начинается за театральными воротами.
Его отец - народный артист СССР Владимир Герасимович Магар 35 лет руководил Запорожским музыкально-драматическим театром, ныне носящим его имя. Владимира Герасимовича называли Рыцарем театра, Дон Кихотом Мельпомены. Мощная личность отца, его режиссерская харизма легли в основу творческого стиля Владимира-младшего.
Блистательную лирическую героиню, народную артистку Украины Светлану Федоровну Рунцову - мать Владимира Магара, боготворил и запорожский, и севастопольский зритель. Ленинрадка, выпускница Вагановского балетного училища, она передала своим детям Татьяне и Владимиру аристократическую тонкость чувств, понимание гармонии, истинной красоты, не только внешней, но и душевной, словом, то, чему научить невозможно, но можно получить в наследство от любящих родителей.
Сестра Владимира Владимировича - Татьяна Владимировна Магар работала больше в кино и на телевидении, нежели в театре. Однако, спектакли ее на севастопольской сцене («Гримерка», «Приглашение в замок», «Мадам», «Дом Бернарды Альбы») ничуть не менее ценны для украинской культуры, чем ее фильмы.
Биография художника складывается не столько из фактов, сколько из впечатлений, встреч, озарений. Владимир Владимирович Магар любит вспоминать своего педагога Владимира Александровича Нелли, на курсе которого в Киевском институте театрального искусства им. И.К.Карпенко-Карого он учился, и еще Марка Захарова, у которого брал уроки большой режиссуры.
Затем была студия в Москве, которая выросла в муниципальный Театр им.Э.Эгадзе, были постановки в театрах Вильнюса, Кутаиси, Элисты, Калуги...
Первой большой работой Владимира Владимировича на севастопольской сцене стал спектакль «Плоды просвещения» («Спириты») по достаточно экзотической пьесе Льва Толстого. Светлана Рунцова играла в этом спектакле графиню, этакую старушенцию в коляске, вроде бы наблюдающую со стороны за жизнью усадьбы, но весьма ловко оказывающуюся в самом эпицентре событий. На премьере кто-то из журналистов спросил ее: трудно ли работать с сыном-режиссером, - Светлана Федоровна, не задумываясь ответила: «Актер должен полностью доверять режиссеру, тогда спектакль получится. Я верю своему сыну».
Магар никогда не делал иллюстраций к тексту пьесы, но всегда находил свою точку зрения. Каждому его спектаклю предшествует напряженная работа в библиотеке и за столом. Он должен знать, что стоит за пьесой, «за словами».
Владимир Владимирович часто ссорится с журналистами, которые упрекают его в поругании классики. Но театральные специалисты и сами актеры знают, что Магар несет с собой живой театр. Чувствуют это и зрители, наполняющие зал. Его «Подруга жизни» И «Темная история, или Фантазии на тему «Черного квадрата» Казимира Малевича» выдержали больше сотни аншлагов.
По мнению Владимира Владимировича, пьесы классического репертуара, заштампованные бесконечными постановками, требуют современного осознания. В 1999 году он выпускает спектакль, название которого говорит само за себя - «Репетиция пьесы Чехова «Дядя Ваня» в провинциальном театре». Конечно же, в труппе был замечательный Войницкий - тогдашний художественный руководитель, народный артист Украины Михаил Кондратенко. К сожалению, случилось так, что спектакль пережил актера. В последние годы роль эту исполнял Анатолий Бобер - блестящий комедийный актер, в котором Магару удалось открыть какую- то щемящую глубину, созвучную чеховскому духу.
Говорят, что режиссер должен найти своего художника- соавтора, человека близкой эстетики. Первым совместным спектаклем народного художника России Бориса Бланка с Владимиром Магаром стал лермонтовский «Маскарад», взявший не один Гран-при на театральных фестивалях.
Совместная работа над пьесой «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана оказалась не менее удачной. Спектакль называется «Империя Луны и Солнца».
Естествоиспытатель де Бержерак испытывает свое естество поэта и задиры, режиссер Владимир Магар испытывает естество своего зрителя, которому, как он считает, сегодня нужен романтический герой: «Острая нехватка любви - вот чем страдает наше депрессивное общество».
Как известно, пьеса заканчивается смертью Сирано, и последние его слова обращены к Роксане. Магар считает, что поэты не умирают, он решает финал иначе. Поверженный Де Бержерак уходит на Луну, в лучший мир, где его с любовью встречают все персонажи земной жизни с такими же длинными носами как его. Такая вот игра воображения, придуманная поэтом и режиссером.
Еще одна совместная работа режиссера Магара и художника Бланка - «Дон Жуан». Над своим мистическим дефиле «Дон Жуан» Магар работал почти год. Были изучены все доступные источники, где упоминается бы «великий обольститель». В результате родилась собственная сценическая версия, в которую вошли отрывки произведений пяти (далеко не всех изученных им) авторов: Ж.-Б. Мольера, А.К.Толстого, А.С.Пушкина, Ш.Бодлера, Б.Шоу.
Дон Жуан Магара - искатель смысла жизни, давно потерянного людьми, занятыми играми в любовь, богатство, святость. Его Жуан - бесстрашный рыцарь правды. Интересно, что роль Дон Жуана он отдает Евгению Журавкину, актеру скорее характерному, нежели герою в классическом представлении, в котором заведомо нет мужской брутальности, пафоса, солидности. Но как ни странно, именно отсутствие этих качеств делает нашего героя более «подвижным». Он куролесит как мальчишка, вызывая несомненные симпатии женской части зрительного зала. Известно, что в мольеровской пьесе основную нагрузку несет все-таки Сганарель. Роль верного слуги-резонера Магар поручил одному из старейших актеров театра заслуженному артисту Украины Борису Чернокульскому, создав, таким образом, весьма необычный дуэт. Опыт жизни Сганареля сталкивается с максимализмом молодого Дона Жуана и не побеждает, а чаще всего терпит фиаско. В версии Магара Дон Жуан нашел свой небесный идеал в женщине, сумевшей полюбить его искренней, жертвенной любовью. Владимир Владимирович смог показать зрителю величие своего героя, ищущего и обретающего счастье.
«Таланты и поклонники» - еще одна большая работа Владимира Владимировича, вышедшая весной 2008 года.
Случилось так, что в репертуаре давно не было спектаклей по пьесам А.Н.Островского, хотя разговоры о постановках шли, но конкретного решения все не было. Режиссер не сразу решился на постановку "Талантов и поклонников", пьесы еще не достаточно оцененной театрами. Ему захотелось создать спектакль об актерах и для актеров, вложив в него свое преклонение перед людьми, которые не только красиво говорят и жестикулируют, но которые интересно мыслят и глубоко чувствуют. «Таланты и поклонники» - самый, если можно так сказать, актерский из всех спектаклей Магара.
В нем он позволил артистам проявить свои давно стершиеся о современную драматургию амплуа. Спектакль стал своеобразной актерской школой, причем школой не только для тех, кто занят в спектакле, но и для актеров, которые (с большим удовольствием и по множеству раз) приходят на него как зрители.
В Международный год Николая Васильевича Гоголя Магар осуществил постановку сразу двух пьес великого писателя и драматурга - «Женитьбы» и «Ревизора». Владимир Владимирович терпеливо искал ключ к пониманию гоголевский текстов. Изучал записки других режиссеров, воспоминания артистов, черновики пьесы, письма самого Гоголя. Чтением одного из подлинных писем Николая Васильевича и начинается спектакль «Женитьба». Автор спектакля предлагает свою, вполне обоснованную версию - главный герой пьесы Подколесин - иронический автопортрет Гоголя. И все гоголевские мистификации - гениальная попытка анализа своего внутреннего мира. Странности и причуды Подколесина, благодаря открытию Магара, стали вдруг близки и понятны зрителю.
Совершенно другой подход к драматургическому материалу был предпринят в работе над спектаклем «Городничий» по пьесе «Ревизор». Сценическое действие пьесы перенесено в 60-ые годы XX века, в пору «махрового» расцвета чиновничества. Режиссерскому стилю Магара свойственна мужская категоричность. В «Городничем» его беспощадная меткость - театральная пощечина зарвавшемуся чиновничеству. «На зеркало неча пенять, коли ...», - это ведь гоголевский эпиграф.
Магар редко ставит спектакли в других театрах, хотя приглашения получает, да еще какие заманчивые. Исключение он сделал только для Театра им.Ф.Волкова, куда его пригласили повторить «Империю Луны и Солнца». Поехал, но повторить не смог. Создал новый спектакль, а когда вернулся, изменил свой старый. Нельзя остановить игру воображения. Без нее театр - лишь холодный дом, а художник - простой ремесленник.
Татьяна Довгань

 
Мероприятия Херсонеса