Какие времена, такая и идиллия
Спектакль Севастопольского театра имени Луначарского, который поставил один из ведущих деятелей современного театрального и киноискусства, автор многих популярных художественных фильмов Дмитрий Астрахан, неизменно пользуется спросом у зрителей и является лидером кассовых сборов в театре. Незадолго перед весенним ((женским» праздником на очередном представлении неожиданно побывал сам постановщик, ненадолго приехавший из Санкт-Петербурга, где он преподает в театральном институте на постоянной основе. В коротком, но, как и всегда у него, эмоциональном выступлении после спектакля, когда режиссера пригласили на сцену, он отметил, что растроган тем, что почти за год сценической жизни постановка не только не потеряла своего зрителя, но и не ослабла в отношении актерского мастерства и эмоциональности, что, безусловно, является гарантией дальнейшего счастливого будущего «Семейной идиллии».
Ранее он сказал следующее про этот спектакль, поставленный по пьесе Олега Данилова, в рамках совместного проекта Санкт-Петербургского отдела культуры, Севастопольской городской администрации и библиотеки имени Л.Н. Толстого: «Это спектакль о семье и семейных ценностях. Мелодрама, комедия и даже в чем-то сатира - жанр определить сложно. Но я надеюсь, что постановка будет вызывать желание пересматривать ее снова и снова. Мне кажется, что в ней есть глубокий смысл и эмоции, которые так нужны людям в наше время, да и сама история в целом очень интересна...»
Что и говорить, история, написанная его любимым сценаристом и драматургом О. Даниловым, действительно интересна, даже запутанна, с неожиданными сюжетными поворотами и ходами. Иногда даже думаешь, что в жизни такого не бывает, ведь не случайно главный герой - писатель, то есть профессиональный выдумщик; а потом кажется, что так и должно быть, как бы ни было грустно. И Д. Астрахан, если говорить более узко, в том, что касается режиссерских приемов, избегал внешних эффектов, как бы ((растворяясь» в актерах, хотя некоторые мизансцены довольно изобретательны, но воспринимаются как единственно возможные. Все время как бы обыгрывалась центральная деталь оформления, умело найденная художником-постановщиком И. Сайковской: огромный, нечеловеческих размеров, стол размером чуть ли не в половину сцены, на котором (сверху) можно сидеть и лежать, возле него можно бегать, за ним -прятаться, а внутри хранить домашнюю утварь и множество продуктов и напитков. В общем, это сердце и основной символ писательской жизни. Еще одно, что постоянно не дает забыть о незаурядности этой профессии и, опосредованно, о духовном мире главного героя - небольшая цитата из его первой и, без сомнений, лучшей книги, которая несколько раз звучит со сцены из уст самого Жаровского, и три раза - от Виктории, Вики, девушки, оказавшейся в центре хитросплетения страстей.
((Растворение» в актерах тоже однозначно предполагает, что нам представлено общее режиссерское понимание каждой роли отдельно и произведения в целом, то есть трактовка драматургического материала. И то, что в содружестве с О. Даниловым Дмитрий Астрахан поставил уже десяток кинофильмов и несколько пьес, и «Семейная идиллия», в частности, тоже получила жизнь в кино - «Желтый карлик» с Александром Абдуловым в главной роли - то можно с уверенностью сказать, что режиссерская трактовка не слишком отходит от замысла драматурга. И все актеры, таким образом, в каждой сцене, каждой реплике и монологе не только воспроизводят захватывающее зрелище с головоломными переходами от комедии до драмы и сатиры, но и раскрывают истинный замысел произведения.
И спектакль оставляет двоякие впечатления, несмотря на то, что каждая сцена сыграна убедительно и со вкусом, даже там, где действие балансирует на грани пристойности. Партнеры прекрасно чувствуют друг друга, а сложные по внутреннему наполнению и психологическому рисунку сцены сыграны блистательно - во всяком случае, заслуженной артисткой АРК Т. Бурнакиной. И главный герой после всех перипетий приходит к финалу, попутно как бы развязав несколько жизненных узлов и завязав новые - и открыто и окончательно отказывается и от своих мечтаний, и от высоких надежд и профессиональной гордости, и от настоящей любви. Он открыто призывает свое окружение, супругу и любимую, к драматичному лицемерию, как бы с намерением спасти сына и его будущую жену от бытовых проблем. Он понимает, не может не понимать, что обрекает Кольку и Вику на жизнь в еще худших условиях, чем у него самого, от которых он постоянно думал о смерти. Преданная дважды Вика (артистка Н. Романычева) в последней сцене открыто, демонстративно перекручивает известную, несколько раз до этого употребленную цитату из «Желтого карлика» про самолеты и корабли: теперь она не про честь и славу, не про своевременную помощь, а про грустную смерть. Потому что самолеты могут «остановить волны», только упав в море, а корабли «взлететь в небо» - только от взрыва при катастрофе. Но исполнитель главной роли писателя Владимира Жаровского, заслуженный артист Украины А. Бобер, во время драматичного финала достиг такой степени эмоционального напряжения, что убеждает практически всех, заставляет поверить в допустимость своего отказа, компромиссов и обмана, и не столько ради чего-то высокого, а потому что все выкручиваются, «ищут варианты», то есть врут. Почти всех - не только партнеров этой «семейной идиллии», но и зрителей; так что остается гадать, чего было больше в бурных рукоплесканиях после спектакля: благодарности за сильную актерскую игру или принятия не слишком честной жизненной позиции и поступков героя.
Я не знаю, что сказал актерам талантливый и опытный Д. Астрахан, когда зрительный зал опустел, и постановщик остался тет-а-тет с творческим коллективом. Интересно будет посмотреть следующую постановку. А также и новую работу, ради которой мастер снова приехал в театр имени Луначарского.
Юрий Волынский
Газета "Крымские известия". 3 марта 2012 г.